В начале было Слово…

  • Эта тема пуста.
Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #3443 Ответить
    Николай Бугаев
    Гость

    Мы живем и образовываемся в объективной реальности, которая на самом деле объективна за счет субъективности нашего восприятия. И как тут не вспомнить общеизвестное, но в силу своей витальности не становящееся банальным «Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος, καὶ ὁ Λόγος ἦν πρὸς τὸν Θεόν, καὶ Θεὸς ἦν ὁ Λόγος», или «В началѣ бѣ слово и слово бѣ къ Богу и Бог бѣ слово», или «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог…»
    И ведь на самом деле в определенном смысле мы именно словом нашим, языком не только моделируем, но и строим окружающую нас объективную действительность: «Язык — это не просто некий механизм для передачи идей о мире, но, в первую очередь, определенный инструмент для приведения мира в существование. Реальность не просто «переживается» или «отражается» в языке — она действительно создается языком» (Майсиа Ландау).
    Аналогичный посыл можно вывести и из семиотических исследований о языке и тексте. Чего стоит предельно точное по своей сути определение основной функции языка, данное Вадимом Розиным, который в отличие от филологов (лингвистов), в качестве таковой называют коммуникацию, говорит о том, что «это обозначение и наполнение смыслами предметов и явлений окружающей действительности.
    Язык – это не столько средство и инструмент коммуникации, сколько «способ существования индивидуального самосознания» (М.Хайдеггер). И, еще раз повторю вслед за Розиным, основная функция языка – отнюдь не коммуникация, а называние, обозначение, наполнение смыслами «предметного мира» окружающей нас объективной реальности.
    Обратите внимание на младенца, только-только явившегося в наш мир. Еще не пришедший к языку своей матери, он, ползая по хранящему множество тайн пространству комнаты, уже что-то лопочет на своем, только ему самому понятном, языке. И каждое «слово» его наполнено смыслом, потому что только так человек и может расширять свой мир, давая названия новым для себя предметам (а позже и явлениям). Так начинается его индивидуальный мифодизайн…
    Именно эта обозначающая, называющая и осмысляющая все, что нас окружает, функция языка детерминирует общение, наполняя его смыслом. Следовательно, с точки зрения семиотики язык – это не только и не столько средство, сколько сама среда, осмысляющая нашу деятельность (жизнь) в ней… наш способ состояться как человек, возможность нашего «самостоянья»…
    Язык, как инструмент формирования мысли во внутренней речи, участвует не только в выражении мысли, но и в самом ее порождении. Работа с мыслью, моделирование не только мысли, но и действительности – вот основные функции языка. Недаром Мартин Хайдеггер говорил, что язык – это «способ существования индивидуального самосознания».
    Возможно именно поэтому пространство, где мы находим свое место и познаем не столько действительность как таковую, сколько самих себя, и называется миром. И тогда можно сделать предположение и допустить, что язык как среда и есть мир, в котором мы живем и постоянно развиваемся, трансформируемся, перерождаемся, становимся как личности… как когда-то было сказано Хайдеггером: «Язык есть дом бытия».
    Жизнь наша происходит в постоянном образовании. Как динамический, «импульсивный» диалог. Практически беспрестанная вереница коммуникативных актов, которые можно смело называть актами трансформации. В контакте с социумом постоянно трансформируется наш язык (как способ существования нашего самосознания), трансформируемся мы сами (как личность, как текст), трансформируются те, кто вступает с нами в контакт, и в итоге трансформируется и социум.
    Иначе говоря, идет постоянный (не прекращающийся на протяжении всей жизни) наш диалог с окружением… диалог, становящийся образовательным в той мере, насколько мы преобразуем условия нашего «погружения» в окружающий нас мир. Преобразуя условия и, значит, изменяясь, в определенном смысле мы изменяем и действительность, наполняя ее своими новыми смыслами.
    Ведь идея смысла важнее идеи значения. Это М.М.Бахтин. И вслед за ним или вместе с ним Л.С.Выготский, его «значенцы» и «смысловики»… По Бахтину, человечество достигло такого уровня развития, когда человек уже не может стать автором новой идеи. Мы можем стать авторами только новых форм описания или воплощения старых (забытых) идей. А для этого необходим поиск новых для нас смыслов предметов и явлений окружающей действительности (В.Розин).
    Переосмыслить, чтобы оформить по-новому…
    Однако следует помнить всегда и о том, что идея-намерение важнее идеи-оформления. А это шаманизм – если не самая, то одна из самых древних образовательных систем… И иудаизм, в котором не верят как, скажем, христиане, а постигают знание в диалоге с Богом…
    Переосмыслить, чтобы понять по-своему… Т.е., очень важно в образовании не сообщать новое для ребенка теоретическое понятие напрямую, а моделировать в деятельности. Это из развивающего образования по Эльконину-Давыдову… Во мне всегда жило необоснованное подозрение, что Д.Б.Эльконин был не только замечательным психологом, но и не менее замечательным знатоком иудейской педагогической традиции (к Богу можно прийти только через сомнение)… Переосмыслить, чтобы понять и оформить по-своему…

    #4541 Ответить
    hotfilmcomua
    Гость
    #4550 Ответить
    Massha_MaTax
    Гость

    [b]Роза[/b], Автор, а Вы в каком городе живете если не секрет?

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
Ответ в теме: Ответ #4541 на В начале было Слово…
Ваша информация: